Что такое медитация по методике Сахаджа Йоги?

Слово "Медитация" на санскрите звучит как дхьяна, что иногда переводят как "расслабление". В Китае это же слово транфсормировалось в "чань", а в Японии - "дзен".

Для начала отметим важное обстоятельство, что современные общепризнанные представления о медитации не выражают сути тех процессов, которые возникают в организме и психике человека, медитирующего по методике Сахаджа Йоги. Например, в Толковом словаре Ожегова и в энциклопедии "Кирилл & Мефодий" термин "медитация" трактуется следующим образом:

Медитация - состояние глубокой умственной сосредоточенности на чём-либо одном, отрешенность от всего остального; действие, приводящее в такое состояние. Вообще глубокие размышления, сосредоточенность на чём-либо. -- Толковый словарь Ожегова.
Медитация - (от лат. meditatio - размышление), умственное действие, цель которого - приведение психики человека в состояние углубленности и сосредоточенности; сопровождается телесной расслабленностью, отсутствием эмоциональных проявлений, отрешенностью от внешних объектов. -- Энциклопедия "Кирилл & Мефодий"

Дело в том, что умственное действие, размышление - все это, на самом деле, не свойственно медитации и подобные занятия, возможно, следует называть каким-либо другим словом. Медитация в Сахаджа Йоге – это полное отсутствие мыслей при полном сознании. Медитация – состояние сознания, в которое мы попадаем спонтанно, как только Кундалини проходит через Сахасрару-чакру. Это важное событие на тонком плане. Это и есть Йога, союз с Божественным и начальная стадия целиком нового осознания. Именно это осознание мы должны поддерживать. Однако, это не всегда легко при нашей беспокойном, отвлекающемся внимании. Наше внимание, Читта, легко рассеивается и имеет тенденцию возвращаться к старым привычным объектам. И тогда мы можем усомниться, действительно ли мы прикоснулись к новому осознанию – или это просто грезы. Это не грезы, однако, необходимо укрепить наше внимание и установить его на новом месте, в Сахасраре-чакре (область 0-10 см. над родничковой костью, верхней частью головы).

К безграничным сферам Вселенной неприложимы понятия времени или конечного пространства. Подобные категории релятивны, относительны и формируемы человеческим образным сознанием. Понятие же Бога, как Абсолютной неделимой реальности есть понятие настоящего. Следовательно, Бог познаваем через миг вечный, сиюминутный. Таким же образом невозможно познание Высшего посредством нашего мозга, который весьма ограничен в своих возможностях. Мысли генерируемы мозгом и являют собой результат жизнедеятельности мозга. Мысли - переменный фактор, а все непостоянное, преходящее не может быть вечным. Они как чередующиеся волны, как стремительная карусель, ввергающая нас в оборот иллюзий Мира. Через мозг и наше внимание мы притягиваемся к сфере плотской, материальной, ментальной, эмоциональной. Счастье и горесть, потери и обретения, успехи, достижения и неудачи, отчаяние - грани одной монеты. И только Дух есть подлинная свобода в нас, подлинная независимость, неиссякающий свет, мирная радость.

Медитация в Сахаджа Йоге - не вид самовнушения, транс, потеря сознания или еще что-либо подобное. Во время такой медитации невозможно лицезреть видения, свет, слушать голоса и прочие, отвлекающие от реальности явления. В процессе медитации Сахаджа йог полностью осознаёт себя (свое местонахождение, общее состояние и т.п.) Если к медитирующему в такой момент обратиться с вопросом или просьбой, то он будет способен адекватно реагировать без какой-либо задержки на переход из медитативного состояния в нормальное (например, если раздался телефонный звонок, то медитирующий сахаджа йог тут же реагирует, берет трубку и свободно начинает разговор). Во время подобных медитаций (которые, следует отметить, становятся возможными только после получения Cамореализации) Сахаджа йог безмолвно наблюдает за работой энергии Кундалини, которая поднимается по позвоночному столбу, наполняя чакры вибрациями (благотворной энергией). Это наблюдение является чарующим и вызывает радость, отдаленно напоминающую ту, которую можно испытать, глядя на великое произведение искусства или на красоту гор и облаков.

Практика медитации в Сахаджа Йоге

Соcтояние медитации легко достигается регулярным применением нескольких простых приемов, которые предложила Шри Матаджи. Прежде всего, медитирующий должен использовать фотографию Шри Матаджи, для того чтобы получать вибрации, которые можно ощутить как прохладный, легкий ветерок на ладонях и темени.

Дважды в день, утром и вечером, старайтесь извлечь пользу из этих вибраций: поставьте фотографию в тихом, чистом месте, где вы сможете без помех медитировать ежедневно. Поставьте зажженную свечу перед портретом и сядьте удобно, лицом к фотографии. Поклонитесь Шри Матаджи, поднимите Кундалини и выполните бандан. Руки свободно положите на колени ладонями вверх. Закройте глаза и сосредоточьте внимание на темени, не напрягая его. Простите всех и себя. Попробуйте почувствовать, что вы впитываете вибрации, исходящие от фотографии.

Физически вы можете сначала ощутить некоторое тепло или покалывание в пальцах или в теле. Это вполне определенно показывает, какие чакры блокированы. Это происходит тогда, когда Кундалини начинает выжигать загрязнения, которые блокируют чакры, это хороший знак. Некоторое время спустя, тепло или покалывание, сменятся прохладой. Это свидетельствует о том, что теперь вибрации текут беспрепятственно.

Протокол: поднятие Кундалини и бандан

При получении Самореализации наша Кундалини поднялась до Сахасрары и соединилась со Всепроникающей энергией Божественности. Иными словами, мы при этом получили йогу (союз). Но это были только несколько ниточек Кундалини, поэтому мы с трудом уловили (если вообще уловили) поток вибраций над головой. Сейчас нам нужно каждый день помогать ей укреплять нашу Самореализацию. Одним из способов для этого является метод подъема Кундалини.

Подъём Кундалини выполняется следующим образом: медленно поднимаем левую руку, обращенную ладонью к себе, от низа живота (месторасположения Кундалини) вверх, фиксируя внимание на каждой чакре, при этом внимание на темени. Правой рукой совершаем напротив каждой чакры по одному обороту по часовой стрелке вокруг левой руки. Затем над теменем, совершив обеими руками семь быстрых вращений, завязываем один узел (смотрим при этом на руки), после чего, отводя руки в стороны, опускаем их вниз. Поднимите Кундалини еще два раза, но в третий раз завяжите три узла.

После подъёма Кундалини поместите себя в бандан. Бандан - это защита Любви, защита Божественности. Левая ладонь открыта. Правой рукой, обращенной ладонью к телу, описываем над собой арку, начиная от левого бедра, вверх вдоль левой стороны тела, над головой и вниз вдоль правой стороны, а затем обратно. Всего делается семь таких двойных арок.

Необязательно всегда делать бандан руками: если Вы находитесь вне дома, можете сделать его мысленно.

В чем смысл медитации?

Медитация – это главное в Сахаджа Йоге. Это слияние с Божественным, все остальное второстепенно. Если всё ваше внимание на механическом выполнении процедур, а не над теменем, Кундалини не работает, она ждет, когда вы закончите ваши упражнения. Нужно четко понимать, что всю живую работу проделываете не вы, а Кундалини и вибрации Всепроникающей Энергии Любви. Процесс медитации в Сахаджа Йоге позволяет каждому достичь осознания своей сущности и мира в целом, развивает спокойное состояние, помогающее эффективно управлять своей жизнью. В Сахаджа Йоге медитация происходит без отключения сознания. Человек полностью осознает происходящие в нем изменения: наступление покоя, гармонии, энергетического баланса, ощущение вибраций в виде прохладного бриза на руках и темени головы.

Процессы, протекающие в тонкой системе и сознании человека при сахаджа-медитации, весьма специфичны и не имеют места при иных современных медитативных методиках. Используя большое количество тонкой энергии, в "обычном" режиме расходуемой на непрерывную "генерацию" мыслей, энергия Кундалини, следуя за вниманием йога (именно поэтому внимание направляется в самую верхнюю чакру), поднимается по позвоночному столбу и "наполняет" своей энергией симпатическую, парасимпатическую и центральную нервные системы медитирующего. В итоге основные тонкоэнергетические центры (чакры) и вся нервная система в целом получают значительную "энергоподзарядку", а энергетическая "грязь" в чакрах "вычищается". Благодаря этому процессу нервная система приходит в состояние баланса. Расширяя интервал между шествующими друг за другом мыслями, мы попадаем в океан безмыслия, в океан реальности. Энергия Кундалини беспрепятственно вливается в этот океан как живой, вечно бегущий родник. Она возносит, возвышает, освещает. Просвещая на своем пути самые темные уголки сердца и ума, растворяет нас в вечном океане любви, гармонии, радости, покоя.

Этот тонкий процесс имеет свои проявления и на физическом уровне (что доказано многочисленными медицинскими научными исследованиями сахаджа-медитации): нормализуется химический состав крови, снижается повышенное артериальное давление, исчезают симптомы самых разных заболеваний, наблюдается подъем сил и настроения. Так 10-15 минутная медитация при напряжении и усталости дает рекреационный эффект, равный нескольким часам полноценного сна. Субъективно результаты сахаджа-медитации переживаются как "легкость", "расслабление", "безмятежный покой", "прояснение" сознания, установление радостно-комфортного ощущения во всем организме, ощущение бодрости.

Разумеется, не имеет смысла (да и вряд ли возможно) медитировать на протяжении 24 часов в сутки. Сахаджа йоги практикуют сахаджа-медитацию один-два раза в день в течение 10-15 минут. Этого вполне достаточно, чтобы произошла глубокая рекреация нервной системы и Кундалини могла "зарядить" вашу тонкую энергосистему. Важно отметить, что без активизации энергии Кундалини практиковать медитацию по методике Сахаджа Йоги бесполезно. На первом этапе следует осуществить механизм Cамореализации, т.е. пробудить энергию Кундалини.